Архив новостей за август 2024 г.
Письмо ФНС от 09.08.2024 года № СД-4-7/9113
Занижение налоговых обязательств посредством «дробления бизнес» является одним из способов получения необоснованной налоговой выгоды (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
ФНС сообщила, что при выявлении в ходе проверок такого способа уклонения от уплаты налогов инспекторы руководствуются общими подходами к доказыванию наличия признаков «дробления бизнеса». В частности, основанными на анализе судебной практики и отмеченными в обзорах (например, письмо ФНС от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@), разъяснениях ФНС (например, письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@);
К доказательствам, что от имени нескольких формально самостоятельных субъектов ведется единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, могут относиться:
общность учредителей и (или) руководителей организаций, работников;
единство кадровой политики;
ведение бухучета одним и тем же лицом;
совпадение IP-адресов;
общность доступа к распоряжению и управлению движением денежных средств;
совпадение адреса местонахождения;
общность средств связи и идентификации, контрагентов, представителей, материально-технических ресурсов;
несение расходов участниками схемы друг за друга;
признаки формального документооборота.
Отмечено, что указанные признаки «дробления» не являются исчерпывающими. Учитываются фактические обстоятельства деятельности группы формально самостоятельных лиц в каждом конкретном случае.
Компании вправе опровергнуть выводы инспекции, представив доказательства ведения участниками группы самостоятельной деятельности в организационном, финансовом и других ее аспектах и наличия разумных экономических причин выбора соответствующей структуры бизнеса.
Постановление Правительства РФ от 16.08.2024 года № 1096
В постановление Правительства РФ от 26.12.2011 года № 1137 внесены изменения, которые начнут действовать с 1 октября 2024.
Скорректирована форма счета-фактуры, в ней появилась графа 14. Согласно обновленным Правилам заполнения счетов-фактур графа 14 заполняется при реализации товара, подлежащего прослеживаемости (ТПП), в т.ч. в составе комплекта (набора), а также в случае передачи ТПП в составе выполненных работ.
При составлении «бумажного» счета-фактуры на товары, работы или услуги, в состав которых не входят прослеживаемые товары графы 12 — 14 не формируются.
Аналогичная 14 графа введена в форму корректировочного счета-фактуры и изменены правила его заполнения.
Письмо ФНС от 02.08.2024 года № Д-5-08/66@
ФНС отметила, что пропуск налоговым органом срока взыскания сумм налога влечет утрату возможности взыскания соответствующих пеней.
Поэтому в случае исключения из совокупной обязанности сумм налогов, по которым истек срок их взыскания — начисленные пени также подлежат исключению.
Для единой правоприменительной практики инспекциям в частности указано, что если в отношении задолженности по налогу в законную силу вступал судебный акт об утрате возможности взыскания недоимки из-за истечения срока ее взыскания (в т.ч. вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд) — задолженность по налогу, пени, выведенные из сальдо ЕНС в режим «Просроченная задолженность», признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию в порядке ст. 59 НК РФ.
Минфин собирается утвердить новый порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Проект находится на общественном обсуждении.
Планируется внедрение универсального сообщения, которое объединит в себе функции технологических документов:
извещения о получении счета-фактуры
уведомления об уточнении счета-фактуры.
Согласно тексту проекта такое сообщение будет нужно для информирования:
о факте получения счета-фактуры или иных дополнительных сведений к полученному счету-фактуре;
о необходимости исправления ошибок в полученном счете-фактуре или иных дополнительных сведениях;
об иных событиях, имеющих отношение к выставлению, получению, и (или) проверке счета-фактуры или иных дополнительных сведений.
Упомянутые "иные дополнительные сведения" будут направляться покупателем продавцу после получения и проверки счета-фактуры при необходимости. Определения фактов, когда счет-фактура считается выставленным/полученным, и даты выставления/получения остаются прежними.
Введение универсального сообщения даст возможность дополнительной автоматизации процесса обработки информации, указываемой налогоплательщиками в настоящее время в технологических документах за счет использования соответствующего классификатора, предусмотренного в формате универсального сообщения, указал Минфин в пояснительной записке.
Предполагается, что новый порядок будет применяться с 1 апреля 2025 года. Утратит силу приказ Минфина 14н, которым действующий порядок был утвержден в 2021 году (с изменениями от 2022 года и от 2023 года).
Постановление ВС РФ от 10.06.2024 года № 32-АД24-9-К1
Опоздание с представлением в СФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета грозит для должностных лиц компаний — страхователей административным штрафом от 300 до 500 руб. (п.1 ст.15.33.2 КоАП РФ).
Так и произошло с руководителем компании (несвоевременно представление ЕФС-1). Но он посчитал, что его необоснованно привлекли к административной ответственности, поскольку на главного бухгалтера возложена обязанность по представлению в СФР сведений и документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Дело дошло до суда, причем до ВС РФ, который отметил:
штраф за непредставление в срок в СФР отчета по форме ЕФС-1 должен платить именно руководитель, а не главбух;
наличие в компании главбуха, выполняющего формирование и представление отчетности в форме СЗВ-М и ЕФС-1, не снимает с руководителя обязанности по контролю исполнения и персональной ответственности за допущенные учреждением нарушения в указанной сфере — отметили судьи ВС РФ.
Руководители компаний отвечают не только за сдачу ЕФС-1, но и за налоги компании. Налоговые доначисления бизнесу из-за ошибок и упущений могут стать причиной уголовной, субсидиарной ответственности.
Федеральный закон от 08.08.2024 года № 287-ФЗ
В Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены правки.
С 01.09.2024 года заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений, связанных с назначением руководителя ООО будет направляться в регистрирующий орган нотариусом, который удостоверил соответствующее решение, в электронной форме. Ранее это делал новый руководитель ООО.
Таким образом, с 1 сентября факт принятия решения о назначении единоличного исполнительного органа ООО нельзя будет подтвердить иными способами, помимо нотариального удостоверения. Предполагается, что данное изменение позволит сократить случаи захвата компаний и защитить их имущество.
Для компаний с иными организационно-правовыми формами порядок смены руководителя тоже обновлен. Так, после избрания/назначения руководителя — нотариус засвидетельствует подлинность подписи заявителя и отправит заявление в налоговый орган посредством Интернет. Причем заверение и подача заявления с 01.09.2024 будет происходить в рамках одного нотариального действия. Надеемся, что эти изменения поспособствуют сокращению временных и финансовых затрат заявителей.
Глава ФНС озвучил итоги работы
Официальный сайт ФНС
За 6 месяцев 2024 года в бюджет поступило 26,9 трлн руб. с ростом на 31,1% (6,4 трлн руб.) к аналогичному
периоду 2023 года.
Доходы консолидированного бюджета РФ выросли на 28,4% (4,6 трлн руб.)
В федеральный бюджет поступило больше на 43,4% (3,7 трлн руб.), чем за 1 полугодие 2023 года.
Рост консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 11,7%. Поступления НДФЛ выросли на 34%, а НДС на 23%.
Кстати, по данным ФНС (отчет ф. 2-НК, август 2024) «средний чек» по доначисленным налогам за 1 полугодие 2024 года составил:
64 млн руб. по РФ
99 млн руб. по Москве (на 14% больше аналогичного периода 2023 года).
Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ
Изменения вносятся в часть 1 и часть 2 Налогового кодекса и касаются налогового администрирования, НДС, налога на прибыль, НДФЛ, спецрежимов, в т.ч. АУСН, НДПИ, налога на имущество организаций и физических лиц.
Причем некоторые поправки уже вступили в силу 08.08.2024 г. и имеют «ретроспективное» действие.
В частности, по налогу на прибыль:
Не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль доходы в виде сумм прекращенных в 2024 и 2025 годах обязательств:
по договору купли-продажи акций (долей) российских организаций, продавцом по которому является иностранная организация (иностранный гражданин), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином) либо иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом), получившими право требования по этому договору купли-продажи до 31 декабря 2025 года;
связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при выходе в 2022 — 2025 годах из состава участников такого общества или в результате его исключения в 2022 — 2025 годах из состава участников такого общества в судебном порядке.
Новый пп.21.7 п.1 ст.251 НК РФ, устанавливающий такое освобождение, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.
Также введен «кассовый метод» учета доходов и расходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба), подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, но не ранее 5 марта 2022 года, иностранной организацией (-ции) из недружественного государства и (или) российской организацией (-ции), являющейся солидарным ответчиком этой иностранной организации. Причем новые нормы (пп.14.5 п.4 ст.271 НК РФ (дата получения дохода) и пп.8.1 п.7 ст.272 НК РФ (дата признания расхода)) распространяются на правоотношения, возникшие после 5 марта 2022 года (п.9 ст.19 259-ФЗ)
На 2025 — 2027 года продлевается особый порядок учета курсовых разниц, который действует в 2023 — 2024 годах.
Также можно выделить следующие важные изменения в НК РФ:
Совершенствование налогового администрирования:
До 2028 года продлеваются полномочия Правительства РФ по предоставлению отсрочек по уплате налогов и страховых взносов.
Пролонгируется «льготная» ставка пеней (1/300) на весь 2024 год в связи с возросшей ставкой рефинансирования.
Расширяется периметр налогового мониторинга за счёт отмены «пороговых» требований, предъявляемых потенциальным участникам налогового мониторинга, для бывших участников КГН, для холдинговых структур и операторов лотерей.
Преференции по НДС:
От НДС освобождаются операции, связанные с передачей благотворительными фондами имущества образовательным организациям для детей, включая сирот и инвалидов.
В части имущественных налогов:
Вводятся налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц для участников СВО и членов их семей.
Бессрочно устанавливается предельная налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, в размере 1,6%.
В части НДФЛ:
Предусматривается предоставление повышенного стандартного налогового вычета гражданам, на обеспечении которых находятся недееспособные дети-инвалиды.
Освобождение от НДФЛ доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными сотрудниками от работодателей на условиях программ льготного кредитования с государственной поддержкой.
Признание дохода в виде материальной выгоды при приобретении долей участия в уставном капитале по цене ниже рыночной.
Уточнение порядка налогообложения доходов в виде процентов по долгосрочным вкладам.
Для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляется право применять профессиональный налоговый вычет в размере 20% общей суммы доходов в случае отсутствия возможности документального подтверждения своих расходов.
Упрощения в части специальных налоговых режимов:
До 1 января 2027 года продлевается право регионов устанавливать нулевую ставку по УСН и ПСН для новых зарегистрированных ИП.
Стоимость российского высокотехнологичного оборудования (перечень которого утвержден распоряжением Правительства РФ) не будет учитываться при определении предельного размера остаточной стоимости основных средств при применении УСН.
Предпринимателям на новых территориях предоставляется право уменьшить налог на сумму расходов на покупку ККТ (до 28 000 рублей), при условии регистрации этой техники в налоговых органах до 31 декабря 2025 г.
Для ИП, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде «доходы — расходы», предоставляется право учитывать в составе расходов страховые взносы, аналогично порядку, который предусмотрен для ИП, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов.
Для совершенствования специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН) предлагается:
расширить перечень лиц, имеющих право применять АУСН, за счет снятия ограничения для лиц, получающих доходы от предпринимательской деятельности на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров (доверители, комитенты, принципалы);
включить в перечень лиц, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами операторов электронных площадок;
предоставить возможность налогоплательщикам АУСН учитывать расходы, осуществленные в натуральной форме;
для вновь созданной организации и вновь зарегистрированного ИП признавать первым налоговым периодом по АУСН период времени с даты создания организации (регистрации ИП) до конца календарного месяца, в котором представлено уведомление о применении АУСН;
предоставить возможность перехода с УСН на АУСН в течение календарного года.
Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 03-03-06/1/67042
Минфин РФ разъяснил, что при многократном оказании услуг в рамках одного договора одному заказчику (например, услуг по эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры путем консультационной и технической поддержки) в течение календарного месяца или налогового периода (квартала) моментом определения налоговой базы по НДС по таким услугам является последний день календарного месяца (квартала), в котором такие услуги оказаны. Счета-фактуры в этом случае выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня окончания календарного месяца (квартала)).
В части налога на прибыль датой признания дохода от реализации работ (услуг) будет признаваться дата фактического выполнения (оказания) таких работ (услуг) (п.3 ст.271 НК РФ).
едеральным законом 176-ФЗ (который больше известен как закон о "совершенствовании" налоговой системы) с 1 января 2025 года повышены налоговые ставки по налогу на прибыль, напомнила ФНС.
Общеустановленная ставка увеличивается с 20 до 25 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 8% в 2025 – 2030 годах, зачисляется в федеральный бюджет. После 2030 года федеральный норматив составит 7%.
Для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний, законами субъектов РФ в 2025 – 2030 годах может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, зачисляемому в бюджеты регионов.
Для российских организаций, которые ведут деятельность в области информационных технологий, на 2025 – 2030 годы ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, увеличивается с 0 до 5 процентов. Региональная часть остается нулевой.
Для организаций, владеющих лицензиями на пользование участками недр в отношении прибыли, полученной от деятельности по освоению указанных участков недр, с 1 января 2025 года ставка устанавливается в размере 20%. При этом она применяется при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1.17-1 статьи 284 НК.
Кроме того, налоговая ставка со всех доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, с 2025 года увеличивается с 20 до 25 процентов.
едеральным законом 176-ФЗ (который больше известен как закон о "совершенствовании" налоговой системы) с 1 января 2025 года повышены налоговые ставки по налогу на прибыль, напомнила ФНС.
Общеустановленная ставка увеличивается с 20 до 25 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 8% в 2025 – 2030 годах, зачисляется в федеральный бюджет. После 2030 года федеральный норматив составит 7%.
Для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний, законами субъектов РФ в 2025 – 2030 годах может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, зачисляемому в бюджеты регионов.
Для российских организаций, которые ведут деятельность в области информационных технологий, на 2025 – 2030 годы ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, увеличивается с 0 до 5 процентов. Региональная часть остается нулевой.
Для организаций, владеющих лицензиями на пользование участками недр в отношении прибыли, полученной от деятельности по освоению указанных участков недр, с 1 января 2025 года ставка устанавливается в размере 20%. При этом она применяется при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1.17-1 статьи 284 НК.
Кроме того, налоговая ставка со всех доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, с 2025 года увеличивается с 20 до 25 процентов.
Будет использоваться единая форма заявления. Платить по итогами перерасчета надо будет не позднее, чем 28 число через три месяца после перерасчета.
Завтра Совет Федерации рассмотрит законопроект, предусматривающий, среди прочего, изменение порядка перерасчёта налогов на имущество физлиц (транспортного, земельного налогов и налога на имущество). Это масштабный законопроект с поправками в Налоговый кодекс – о реализации основных направлений налоговой политики (577665-8).
В том числе, с 2025 года планируется ввести единую форму заявления о перерасчете налогов, независимо от оснований для перерасчета, рассказала ФНС. Одно и то же заявление будет подаваться в таких случаях:
предоставление налоговой льготы за период, указанный в налоговом уведомлении;
установление кадастровой стоимости недвижимости в размере ее рыночной стоимости;
уточнение периода владения объектом налогообложения;
и другие поводы для перерасчета.
Указанное заявление можно будет направить в любой налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, МФЦ, сайт ФНС России, по почте, лично и т.п.
Заявление можно будет подать в любое время со дня возникновения основания для перерасчета налога. С ним могут представляться подтверждающие документы. Например, выписки из государственных реестров (кадастров, регистров) о характеристиках объекта налогообложения, об обоснованности применения пониженной налоговой ставки или льготы. Если такие документы не направлены, налоговый орган обязан будет самостоятельно запросить их у уполномоченных органов и лиц.
Заявление рассматривается в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения налоговый орган направит налогоплательщику уведомление о перерасчете налога либо мотивированное сообщение об отказе в нем. К уведомлению о перерасчете прикладывается налоговое уведомление с уточненной суммой налога, если иное не предусмотрено НК.
Кроме того, без заявления перерасчет налога сотрудники инспекции будут проводить проактивно на основании сведений, полученных налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия.
С 2025 года налог, исчисленный по результатам перерасчета, надо будет платить не позднее 28 числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором сформировано налоговое уведомление в связи с данным перерасчетом.
|
|