Архив новостей за март 2024 г.
От нулевой ставки НДС отлучат отрезки пути по РФ, если перевозчик не вписан в ряд бумаг.
Готова окончательная версия законопроекта, нацеленного на упрощение подтверждения нулевой ставки НДС по перевозочным услугам при экспорте.
В Госдуме подготовлен ко второму и сразу к третьему чтению законопроект об очередном упрощении подтверждения права на нулевую ставку НДС по услугам международной перевозки при экспорте (558768-8).
Окончательная версия законопроекта теперь содержит условия, при которых нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым в рамках международной перевозки, не применяется. Это – если перевозка происходит только между двумя пунктами, находящимися на территории России, и при этом перевозчик не указан в транспортных, товаросопроводительных и иных документах, подтверждающих вывоз товаров за границу, в качестве одного из перевозчиков.
Это положение касается перевозок любыми видами транспорта (поправки – в подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК) и вступит в силу, скорее всего, с третьего квартала текущего года, то есть – с ближайшего начала налогового периода по НДС после принятия закона.
Все остальные поправки, предусмотренные законопроектом, согласно его окончательной версии вступят в силу с 1 апреля 2025 года. В эти нормы ко второму чтению внесены лишь косметические поправки.
Напомним, что планируется отменить требование о том, что на перевозочных документах должны быть проставлены отметки таможенных органов. Такие документы можно будет заменять реестром. Это будет касаться подтверждения нулевой ставки НДС при реализации:
транспортно-экспедиционных услуг, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров, услуг по международной перевозке товаров железнодорожным транспортом;
услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров на автомобиле.
Сейчас не нужен полный пакет документов по контрактам на суммы, эквивалентные менее 600 тысяч рублей. Будет - 1 млн. ЦБ также внес и множество других изменений в свою инструкцию о представлении резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов.
В настоящее время резидент при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций. Также подтверждающие документы нужны по общему правилу при списании средств. Исключения предусмотрены, в частности, следующие:
при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета по договору, заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому не более эквивалента 600 тысяч рублей, резидент должен представить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции;
при списании валюты РФ с расчетного счета резидента по контракту, сумма обязательств по которому не превышает в эквиваленте 600 тысяч рублей, резидент должен представить в уполномоченный банк расчетный документ по операции.
Также установлено, что физлицо-резидент при перечислении денег нерезиденту в виде займа по договору на сумму, превышающую эквивалент 600 тысяч рублей, должен представить в уполномоченный банк договор займа с нерезидентом. Также определенную информацию банку нужно предоставить при возврате такого займа.
Все эти лимиты повышаются до 1 млн рублей (указание Банка России от 9.01.2024 N 6663-У).
Кроме того, устанавливаются особенности представления резидентами документов и информации, связанных с расчетами наличными деньгами с нерезидентами в случаях, предусмотренных специальными экономическими мерами. Эти, а также масса других изменений, вносятся в инструкцию ЦБ № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".
Организации обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, напоминает ФНС. Исходя из этого правила, сроком представления отчетности за 2023 год могло бы быть 31 марта 2024 года. Но этот день – воскресенье, поэтому срок переносится на ближайший следующий рабочий день – 1 апреля 2024 года.
Отчетность подается только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы утверждены приказом ММВ-7-1/570@.
От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются, в частности, организации бюджетной сферы, религиозные организации, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне.
Организации, имеющие основания на ограничение доступа к своей бухгалтерской отчетности в соответствии с постановлением 1624 от 2022 года, не освобождаются от предоставления обязательного экземпляра отчетности в целях формирования ГИР БО. При наличии такого основания юрлицо должно представить заявление в налоговый орган по утвержденной форме.
Непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности и деклараций в установленный законом срок влечет применение штрафных санкций и привлечение к административной ответственности должностных лиц, также напомнила ФНС.
Кстати, с отчетности за следующий год начнет применяться ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая).
Утвержден ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Стандарт будет применяться начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2025 год. С 1 января 2025 года, соответственно, утратит силу приказ Минфина 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Стандарт устанавливает:
*состав отчетности, состав и содержание информации, раскрываемой в отчетности, порядок ее оформления, *состав приложений к балансу и отчету о финрезультатах (это отчет об изменениях капитала, отчет о движении *денежных средств, пояснения), а также к балансу и отчету о целевом использовании средств (это отчет о *финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, пояснения);
образцы:
заголовочной части:
*бухгалтерской (финансовой) отчетности
*бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговый орган, в том числе в целях формирования ГИР БО
форм отчетности:
*баланса
*отчета о финансовых результатах
*отчета о целевом использовании средств
*отчета об изменениях капитала
*отчета о движении денежных средств
*упрощенных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств
*пояснений к балансу и отчету о финрезультатах;
*условия, при которых отчетность дает достоверное представление о финансовом положении субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств.
Как видим, в целом состав бухотчетности остается прежним. Кстати, баланс по-прежнему будет состоять из активов и пассивов, в отличие от того, что было предусмотрено первоначальной версией проекта (раздел пассивов предлагали назвать обязательствами). Активы будут делиться на оборотные и внеоборотные. В проекте ФСБУ приведены критерии отнесения активов к оборотным, а обязательства – к краткосрочным. Как и было предусмотрено проектом, организациям будет позволено самим разрабатывать формы бухотчетности на основании образцов, прилагаемых к стандарту.
Письмо Минфина от 09.01.2024 года № 07-01-10/198
Как известно, компания может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ).
Законный представитель уполномочен представлять компанию в силу закона или учредительных документов (например, генеральный директор), а уполномоченный — на основании доверенности, выданной самой компанией (п. 1 ст. 27 НК РФ, п. 1, 3 ст. 29 НК РФ).
Минфин отметил, что НК РФ не требует, чтобы законным или уполномоченным представителем компании был именно бухгалтер, это может быть иное лицо.
Если уполномоченным представителем является бухгалтер — не забывайте оформить на него доверенность.
Постановление АС ВВО от 07.02.2024 года по делу № А43-24120/2022
Компания оформляла реальные сделки с ИП, применяющими УСН, через «технические» компании. Данный факт инспекторы установили в ходе выездной проверки и направили требование о необходимости представления документов и сведений для расчета налоговых обязательств, исходя из параметров реального исполнения сделок, оформленных от имени спорных контрагентов. Но налогоплательщик такие документы не представил.
Итогом проверки стало привлечение компании к налоговой ответственности по п.3 ст. 122 НК РФ (умышленная неуплата налогов) в виде штрафа в размере 14 тыс. руб. (размер штрафа снижен в 32 раза ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств) и доначисление налогов и пени в общей сумме 33 млн руб.
В суде компания указывала что, налоговый орган неправомерно не применил налоговую реконструкцию при реальности сделки, следовательно, неверно определил его налоговые обязательства. Но суды поддержали инспекторов:
право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны, т. е. раскрывшим сведения и документы, позволяющие установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по сделке, осуществить его налогообложение и таким образом вывести фактически совершенные хозяйственные операции из теневого (не облагаемого налогами) оборота;
*общество не раскрыло информацию по сделкам с реальными исполнителями, а на досудебной и судебной стадии настаивало на взаимоотношениях с «техническими» компаниями;
с учетом отсутствия для подсчета расходов необходимых документов реконструкция невозможна.
Даже при умышленной неуплате налога компании могут претендовать на реконструкцию налоговых обязательствам с учетом данных по реальным контрагентам. Но для этого важно содействие со стороны налогоплательщика. Причем часто лучше сразу пойти в сторону реконструкции, нежели пытаться «играть» в реальность отношений с «техничками». Конечно, есть случаи, когда инспекторы сами добывают нужную информацию по реальным поставщикам и тогда можно пытаться «бить» на это и требовать реконструкции. Но в этом деле этого не было.
Информация ФНС от 19.03.2024 года.
Перевозчики и иные лица, оказывающие связанные с экспортом услуги/ работы, могут представлять в налоговые органы электронные реестры для подтверждения «нулевой» ставки НДС (п.15 ст. 165 НК РФ) либо бумажные документы.
ФНС разработан новый приказ об утверждении форм/форматов таких реестров и порядок их заполнения и представления. Пока приказ находится на регистрации в Минюсте. Но чтобы налогоплательщики смогли вовремя представить реестры за 1 квартал 2024 года и доработать свои информационные системы, ФНС подготовила рекомендуемые форматы электронных реестров (письмо ФНС от 13.03.2024 № СД-4-15/2857@).
Отмечено, что налогоплательщики вправе представлять реестры также по «старым» форматам (утв. Приказом ФНС от 23.10.2020 № ЕД-7-15/772@), до отмены Минюстом действия этого документа.
Госдума приняла в первом чтении проект закона с поправками в статью 5 закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и в закон “Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в РФ» (548028-8).
Планируется создать цифровую аналитическую платформу предоставления статданных, которая, среди прочего, будет формировать статинформацию на основе административных данных. Это – данные, получаемые различными органами (кроме налоговой) при реализации их полномочий, в том числе – в ходе проверок, и затем используемые статистикой. Изначально хотели включить туда также налоговую отчетность, но передумали, следует из текста проекта, рассматриваемого Госдумой.
Устанавливается, что обезличенная статинформация может предоставляться за плату.
Обособленные подразделения организаций в целях статистки планируется уравнять с обособками, которые таковыми считаются по налоговому законодательству.
Сейчас установлено, что сплошные статнаблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Предлагается вместо этого отдать правительству полномочия по определению периодичности обследований, которые будут проводиться по определенным показателям, состав которых также установит кабмин.
Выборочные статнаблюдения за малым бизнесом сейчас проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований. Это тоже планируется упразднить, и также – наделить кабмин полномочиями по установлению порядка проведения таких наблюдений. Также предполагается установить запрет на сбор с малого бизнеса статотчетности, информации сверх упомянутых перечней. Однако в случае надобности (при кризисе или чрезвычайной ситуации) правительство сможет отменять этот запрет.
Законопроект № 577665-8
В Госдуму 18.03.2024 внесен законопроект, вносящий очередные поправки в НК РФ. Отметим некоторые из них.
Налоговое администрирование
оптимизация «нулевой» налоговой отчетности. Единую декларацию нужно будет сдавать 1 раз — до 20-го числа, следующего за месяцем, в котором последний раз было движение на счетах в банках (в кассе организации) и в котором по декларируемым налогам последний раз были объекты налогообложения;
*расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга. Снижаются «пороговые» требования в части оборота и активов с 1 млрд руб. до 800 млн руб., по уплаченным налогам — с 100 млн руб. до 80 млн руб.;
совершенствование ЭДО между налоговым органом и налогоплательщиком. Предлагается установить срок, по истечении которого «электронный» документ, направленный налоговым органом по ТКС через оператора ЭДО, считается полученным налогоплательщиком;
*планируют исключить неактуальное в таком случае основание для приостановления операций по счетам в банке при неисполнении организацией обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган;
*изменение сроков уплаты налоговых платежей (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). Предлагается дать ФНС полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога, и оценке платежеспособности лица, заинтересованного в изменении срока уплаты платежей.
*Спецрежимы.
Уточнят порядок применения повышенных налоговых ставок по УСН (8% и 20%) начиная с отчетного периода, в котором допущено превышение доходов, до окончания налогового (отчетного) периода.
Страховые взносы
Уточнят сроки направления плательщиками взносов, не осуществляющими деятельность в течение отдельных «нестраховых» периодов, заявления об освобождении от уплаты взносов (в срок не позднее 3 лет с даты возникновения права на освобождение от уплаты страховых взносов).
Новый приказ вступит в силу 1 июля 2024 года.
ФНС утвердила формы и форматы реестров:
содержащего сведения из деклараций на товары (полных деклараций на товары), контрактов, договоров, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1, пунктом 2 статьи 165 НК;
содержащего сведения из деклараций на товары, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, контрактов, договоров, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2.1 статьи 165 НК;
содержащего сведения из деклараций на товары, контрактов, договоров, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1, пунктом 2 статьи 165 НК;
содержащего сведения из деклараций на товары либо из таможенных деклараций CN 23, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 НК;
содержащего сведения из деклараций на товары для экспресс-грузов, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 165 НК.
Также утвержден порядок заполнения указанных форм реестров (приказ от 26.12.2023 N ЕД-7-15/1003@). Соответствующий приказ, которым утверждены в 2020 году форма и формат реестра деклараций на товары либо таможенных деклараций CN 23, а также – деклараций на товары для экспресс-грузов, утратит силу. Новый приказ вступит в силу 1 июля 2024 года.
Ранее ФНС рассылала рекомендуемые форматы соответствующих реестров, они, видимо, будут применяться для отчетности за 1 квартал. Начиная с первого квартала 2024 года нулевая ставка НДС при экспорте товаров в обязательном порядке подтверждается электронными реестрами. Закон 549-ФЗ, которым это введено, был подписан еще в конце 2022 года, а теперь в этой части вступает в силу. В электронный реестр теперь также будут включаться и сведения из контракта.
|
|